Классики
Развитие ребенка от 3 до 4 лет.
Почему дождь идет? Когда прилетят птички? Зачем? Когда? Почему? Эти вопросы не дают покоя малышам, для которых так много нового и еще неизведанного вокруг. Данный возрастной период является очень важным в жизни каждого малыша. Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение.
Ребенок 3-4 лет характеризуется активностью, неутомимостью, он постоянно готов к деятельности. Ребёнок может гордиться результатами своей деятельности, критически оценивать результаты своего труда. В этом возрасте формируется способность к целеполаганию: ребенок может представить результат своей деятельности, сравнить с образцом.
Особености развития ребенка 3-4 лет
Физическое развитие:
- ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
- ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
- прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия; бросает мяч в цель, ловит двумя руками; принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
- выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
- управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске.
Познавательное развитие ребенка 3 - 4 лет
- ребенок знает основные цвета и оттенки;
- сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;
- относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
- устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);
- классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);
- достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
- в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
- познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
- знает основные геометрические формы (шар, куб); ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;
- знает, что происходит в разные части суток;
- знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.
Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет
- ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии;
- просит прощения, проявляет заботу, ласку;
- замечает настроение родителей или других близких людей;
- знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается;
- проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;
- знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях; знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
- знает и может назвать части тела;
- дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);
- проявляет стремление к самостоятельности и независимости;
- проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.
Речевые занятия для детей до 4 лет
- ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
- правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
- знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
- понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
- согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета);
- употребляет предлоги в, на, под, над, за;
- правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
- пересказывает несложный текст;
- декламирует стихи.
Восприятие ребенка приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
Развивается мышление. Появляются мыслительные операции, ребенок может «работать» с предметами в уме.
Как такового творческого воображения еще нет. Ребенку присуще воссоздающее воображение, то есть ребенок способен лишь воссоздавать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Воображение складывается из опыта, приобретенного ребенком, поэтому необходимо читать ему больше сказок, рассказов, побуждать к играм с различными предметами. Для детей этого возраста характерно смешение элементов реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Поэтому, если ваш ребенок фантазирует – это нормально для данного возраста.
Память в этом возрасте непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
В 3-4 года у детей продолжают усваиваться и совершенствоваться правила взаимоотношений в группе сверстников.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Поэтому, если ваш ребенок подвижен, не сидит на месте, все время норовит куда-нибудь залезть – значит он здоров!
Учитывая все особенности психофизического развития данного возраста, мы разработали следующие цели и задачи программы «Классики»:
- Развитие коммуникативных навыков.
- Умение слушать текст, повторять движения за педагогом и без помощи педагога.
- Развитие точности руки, навыков рисования, подготовка руки к письму, умение закрашивать не выходя за контур.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие двигательной моторики, координации движения.
- Развитие творческих способностей (лепка, рисование, аппликация, экспериментальная деятельность).
- Развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.
- Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус и т. д.)
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование представления об окружающем мире.
- Формирование представлений о понятиях «большой», «самый большой», «маленький», «самый маленький», «средний», «длинный – короткий», «целое – часть», «столько же», «поровну»,«одинаково», «тёплый – холодный», «день – ночь», «право – лево».
- Формирование навыков счёта.
- Активизация словарного запаса детей, побуждение детей к самостоятельным высказываниям, к составлению простых и сложных предложений.
- Развитие навыков конструирования.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие навыков работы с ножницами.
Занятия для детей от 3 до 4 лет.
Продолжительность одного занятия - 45 минут.
В группе занимается до 10 человек.