Скоро в школу
Программа по развитию детей 4-5 лет.
Начиная занятия до 5 лет, ребенок вступает в, так называемый, дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении для дальнейшего развития ребенка 4 и 5 лет.
К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.
Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки.
Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира.
Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут ребёнка к самостоятельному принятию решения, обоснованию происходящего явления и, в итоге, к правильному развитию ребенка до пяти лет.
Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание.
Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается образное мышление, воображение и речь, улучшается дикция.
Развитие ребенка с 4 до 5 лет происходит благодаря расширению кругозора. Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучении мира людей и их взаимоотношений.
Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты.
Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты.
Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов.
Программы для дошкольников
Психологическое развитие детей до пяти лет:
- Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
- Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
- Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
- Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
- Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
- Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
- Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
- Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
Математические умения для развития ребенка в 4 года и 5 лет
- Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
- Для детей важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
- Дети данного возраста умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
- Ребенок понимает значения математических действий «больше», «меньше», «равно» и их обозначения на письме.
- Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
- Ребенок уравнивает количество предметов в группах.
- Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
- Ребенок правильно использует в речи числительные.
- Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.
- Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятия «слева, справа, вверх и вниз».
Развитие логического мышления у детей до пяти лет
- Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти.
- Повышается устойчивость внимания.
- Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
- Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
- Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
- Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
- Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
- Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
- Подбирает противоположные слова.
- Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие ребенка 4-5 лет
- Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
- Знает особенности строения человека, чем он отличается от животного: может называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
- Употребляет множественное число.
- Находит предмет по описанию.
- Понимает значение предлогов.
- Знает профессии.
- Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
- Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
- Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Основы грамоты ребенка 4-5 лет
- Правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
- Использует в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.
- Употребляет в речи простые и сложные предложения.
- Пользуется прямой и косвенной речью.
- Может составить небольшой рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.
- Может разбивать слова на буквы, называть из каких букв состоят простые слова.
- Может образовывать из слогов слова. Например, на первый слог «те-»: тело, тема, тень, теленок.
- Быстро и правильно играет в следующую игру: взрослый называет любую букву, а ребенок называет слова, которые начинаются на эту букву.
Знания об окружающем мире для правильного развития детей до пяти лет
- Знает название нашей страны и ее столицы, свой адрес.
- Имена и фамилию своих родителей; где родители работают.
- Все явления природы, и в какое время года они бывают.
- Элементарные правила дорожного движения (улицу переходить только в определенных местах и только на зеленый свет светофора).
- Как различить деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различить травянистые растения.
- Как различить по внешнему виду зимующих птиц.
- Разные профессии. Умеет ответить на вопросы: «Кто строит дома?», «Кто рисует картины?».
- Где и как выращивают овощи и фрукты.
- Для чего нужны: аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.
Дошкольные развивающие занятия для детей до 5 лет
Что мы делаем на дошклльных курсах для детей до пяти лет и к чему стремимся:
- формирование психологической готовности детей к обучению в школе (желание узнавать новое, доводить начатое до конца, умение работать как по правилу (образцу), так и мыслить нестандартно), используя дидактические развивающие игры, упражнения, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры;
- развитие навыков общения и поведения в коллективе;
- обучение основам чтения по методике Н.А. Зайцева («Кубики Зайцева»);
- развитие речи, расширение словарного запаса (составление рассказа по картинкам, инсценировка, рифмование);
- подготовка руки к письму (штриховки, раскраски, рисунки, где нужно соединять точки по цифрам);
- развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения через систему специально подобранных упражнений;
- формирование элементарных математических представлений (ознакомление с числом и обучение счёту, сравнение чисел, состав чисел первого десятка, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, знакомство с геометрическими фигурами, решение логических задач);
- развитие мелкой и общей моторики;
- творчество (рисование карандашами, гуашью, аппликация, лепка, рисование нетрадиционными способами), поделки из природных материалов, др.)
Актуальность наших программ в том, что учебно-игровая деятельность ребенка на занятии организована в соответствии с его возрастом. Все действия ребенка на уроке становятся понятными для него и его родителей, благодаря грамотно построенной педагогом внутренней мотивации.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия - 45 минут.
В группе занимается до 10 человек.